Свод обычаев и правил делового оборота рекламы на территории Российской Федерации
Свод обычаев и правил делового оборота рекламы на территории Российской Федерации
Концепция формирования.
1. "Свод обычаев и правил делового оборота рекламы" - система понятий, рекомендаций и процедур, добровольно принимаемая участниками рекламной деятельности в России в целях ее упорядочения и эффективного развития.
2. "Свод обычаев и правил делового оборота рекламы" направлен на формирование цивилизованного рынка рекламы, развитие здоровой конкуренции, появление на рынке высококачественной рекламы.
3. "Свод обычаев и правил делового оборота рекламы" не входит в противоречие с действующим законодательством о рекламе, образуя при этом более обширное поле понятий, правил и процедур по сравнению с закрепленными законодательно.
4. "Свод обычаев и правил делового оборота рекламы" дополняет на территории РФ Международный Кодекс рекламной деятельности Международной торговой палаты рядом этических норм и положений, учитывающих особенности рынка рекламы и культурно-исторические традиции России.
5. Учитывая динамику рыночных и культурных преобразований в России, предусматривается возможность корректировки "Свода обычаев и правил делового оборота рекламы" по мере выработки тех или иных правил и обычаев в сфере рекламной деятельности.
6. Формирование "Свода обычаев и правил делового оборота рекламы" предполагает также создание общеупотребительной системы профессиональных понятий, единой терминологии, признаваемой и употребляемой на рекламном рынке.
7. "Свод обычаев и правил делового оборота рекламы" включает рекомендации и описание прецедентов конкретных взаимоотношений рекламодателей, рекламных агентств, средств массовой информации и потребителей в качестве аналога системы прецедентного права.
8. Таким образом, "Свод обычаев и правил делового оборота рекламы" состоит как из набора понятий, рекомендаций и процедур, так и из системы конкретных иллюстрирующих примеров (прецедентов). Подобная система упростит практику применения "Свода обычаев и правил делового оборота рекламы" , а также, в виду наглядности будет способствовать его широкому распространению.
Раздел I. РЕКЛАМА ТОВАРОВ И УСЛУГ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕТСКИХ ОБРАЗОВ В РЕКЛАМНОЙ ПРОДУКЦИИ.
Субъектам рекламной деятельности рекомендуется при рекламе товаров и услуг для детей и использовании детских образов в рекламной продукции принимать во внимание следующие положения:
1. Если рекламируемый продукт (товар) содержит внутри предметы, в частности игрушки, которые не предназначены для детей до определенного возраста, то, наряду с вложенной инструкцией, следует сопровождать рекламу этих товаров предупредительной надписью (в телевизионной рекламе время ее трансляции должно быть достаточным для восприятия).
2. В рекламе не следует поощрять и призывать детей увеличивать количество приемов пищи в день или заменять основное питание легкой пищей, кондитерскими изделиями и т.д.
3. В рекламе товара с использованием игр с призами или "лотерей" необходимо указывать дату окончания розыгрыша;
При подобной рекламе не следует:
- преувеличивать ценность призов и шансы их выиграть;
- поощрять чрезмерно большие покупки для участия в розыгрыше;
Раздел II. РЕКЛАМА МЕДИКАМЕНТОВ (ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ), МЕТОДОВ ЛЕЧЕНИЯ И ТОВАРОВ, ИМЕЮЩИХ ОТНОШЕНИЕ К ЗДОРОВЬЮ.
Субъектам рекламной деятельности рекомендуется при рекламе медикаментов (лекарственных средств), методов лечения и товаров, имеющих отношение к здоровью, соблюдать следующие этические нормы.
1. Реклама лекарственных средств, методов лечения и товаров, имеющих отношение к здоровью не должна создавать впечатления ненужности обращения к врачу.
2. В рекламе недопустимо представлять средства профилактики и гигиены, пищевые добавки и пр. как лекарственные средства и наоборот.
3. Реклама не должна:
- создавать впечатление, что лекарственное средство не имеет (не вызывает) побочных эффектов;
- создавать у здорового человека впечатление о необходимости применения лекарственного средства;
- ссылаться на рекомендации врачей, фармацевтов, медицинских учреждений и общественных организаций, а также лиц непричастных к медицине, которые благодаря своей известности могут побудить к бесконтрольному употреблению лекарства;
- использовать образ врача и фармацевта, создающий впечатление профессиональной рекомендации для побуждения к применению конкретных препаратов, медицинских приборов или способов лечения;
- давать понять, что безопасность и эффективность данного средства гарантированы тем, что это "натуральный (растительный) продукт";
- ссылаться на свидетельства об улучшении состояния или выздоровлении;
4. Реклама для населения не может содержать терапевтических рекомендаций по таким болезням, как:
- - туберкулез;
- - венерические заболевания и СПИД;
- - инфекционные заболевания;
- - онкологические заболевания;
- - болезни обмена веществ и диабет;
- - психические заболевания и хроническая бессонница;
- - острый живот.
5. Рекомендуется воздерживаться от рекламы, которая вызывает (может вызвать) чувство страха.*
6. Реклама средств профилактики и гигиены (в том числе добавок к пище) не должна гарантировать полный эффект, вызывать чувства страха при отказе от приема препарата.
7. Реклама биологически активных добавок, добавок к пище не должна побуждать к отказу от нормального сбалансированного питания.
8. Детское питание не должно представляться как полноценная замена грудному вскармливанию.
9. Нельзя адресовать рекламу:
- лекарственных средств детям.
- профилактических средств исключительно или преимущественно детям.
10. Рекомендуется воздерживаться от рекламы, которая усиливает (обостряет) комплексы, связанные с внешней непривлекательностью, прежде всего - подростковые. *
11. Следует воздерживаться от рекламы способов похудения, коррекции фигуры без упоминания о необходимости изменения режима питания и физической активности, если это предполагается методикой. *
12. Показывает нехирургические способы лечения необратимых процессов старения, создавая иллюзию полного восстановления и вызывая таким образом необоснованные ожидания. *
Принято на заседании ОСР 15 октября 1997 года.
* - Принято на заседании ОСР 27 сентября 1996 года.
Раздел III. АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ОПАСНЫЕ ДЕЙСТВИЯ В РЕКЛАМЕ.
Субъектам рекламной деятельности рекомендуется воздерживаться от демонстрации в рекламе элементов насилия, агрессивного поведения и опасных действий, если это не обосновано спецификой товара.
Принято на заседании ОСР 14 ноября 1997 года.
Раздел IV. РЕКЛАМА ИГР С ПРИЗАМИ, СТИМУЛИРУЮЩИХ ПРОДАЖИ.
1. В рекламе товаров и услуг с использованием игр с призами, стимулирующих продажи, рекомендуется указывать:
- основные даты проведения мероприятия, включая окончание приема заявок на участие и/или сроки выдачи призов;
- название фирмы-организатора и/или рекламодателя;
- общедоступный источник, где участники акции могут получить информацию о фактическом адресе фирмы-организатора и/или рекламодателя, не ограничиваясь указанием абонентского ящика, о полных правилах игры и призах, в том числе, какая сторона (игрок или организатор) платит налоги с призов, а также о возможных дополнительных условиях, расходах, связанных с участием в игре, получением и эксплуатацией приза.
2. Следует избегать использования игр с призами в рекламе, адресованной детям в возрасте до 14 лет.
3. Использование в рекламе свидетельств о получении выигрышей допускается только при наличии подтверждающих документов.
4. Не рекомендуется использовать в рекламе игры с призами, стимулирующие продажи лекарственных средств и использование этих товаров в качестве призов.
5. Следует избегать использования в рекламе стимулирующих игр терминов, применяемых в лотерейной сфере: "лотерея", "тираж", "тиражная комиссия".
6. Не рекомендуется использовать в рекламе игр с призами товары с ограниченным (недлительным) сроком годности в качестве призов или товара-носителя.
Принято на заседании ОСР 17 июня 1999 года.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Комитет по этике Общественного Совета по рекламе выражает обеспокоенность складывающейся практикой использования авторитета государственной власти, ее институтов, государственных атрибутов и символики, а также должностных лиц в коммерческих целях.
Следует отметить, что нередко сами государственные деятели, не задумываясь о коммерческих последствиях своих заявлений, прямо рекламируют те или иные товары, фирмы, торговые марки и т.п. Являясь некорректной подобная реклама усугубляется еще и тем, что в большинстве случаев российскими политиками и государственными деятелями рекламируются зарубежные товары и фирмы.
Комитет отмечает и другие некорректные способы коммерческой эксплуатации авторитета государственной власти и государственных деятелей в электронных СМИ (одним из таких способов является размещение рекламы в интерьере студии или иного помещения, в котором тот или иной государственный деятель выступает либо дает интервью).
Комитет по этике считает необходимым обратить внимание государственных и политических деятелей на то, что участие в подобных съемках делает представителей органов власти невольными участниками продвижения рекламируемых товаров и услуг и предупредить средства массовой информации и рекламные агентства о том, что использование авторитета представителей органов государственной власти, ее институтов, государственных атрибутов и символики в коммерческих целях будет рассматриваться Комитетом как нарушение рекламной этики.
Принято на заседании ОСР 14 ноября 1997 года.